17 Августа 2022
"Арктике" покорилась Арктика
17 августа 1977 года, ровно 45 лет назад, советский атомный ледокол «Арктика» достиг географической точки Северного полюса. Он сделал это первым в мире среди надводных кораблей в активном плавании. Поход «Арктики» стал настоящей сенсацией и позволил еще больше расширить период навигации в Северном Ледовитом океане по кратчайшим маршрутам.
За 15 часов, которые атомоход провел на вершине Земли, ученые выполнили комплекс исследований и наблюдений. Перед уходом моряки спустили в воды Северного Ледовитого океана памятную металлическую плиту с изображением герба СССР.
Это событие имеет мировое значение и давно отмечается моряками-полярниками многих стран, как профессиональный праздник. Не все знают при этом, сколь непрост был путь «Арктики» к полюсу, а также о том, как сложилась судьба ледокола после выхода на «пенсию». Вот несколько малоизвестных фактов из его биографии.
- «Арктика» — самый первый ледокол в мире, которому пришлось преодолевать ледяные поля толщиной в несколько метров. Поход на Северный полюс показал, что по многолетним льдам можно плавать, и весьма быстро. Между тем, нельзя сказать, что все шло гладко: эту самую сложную часть похода руководитель рейса Тимофей Гуженко назвал «камнедробилкой». По его словам, в наиболее мощных льдах «Арктика» шла, «продвигаясь ударами: взад-вперед, взад-вперед».
- За время похода к Северному полюсу, продолжавшегося с 9 по 22 августа 1977 года, судно преодолело 3852 морских мили, в том числе 1200 миль — через многолетний лед. Цель экспедиции была достигнута — доказана возможность осуществления круглогодичной навигации по кратчайшим маршрутам Северного Ледовитого океана, а также возможность транзитного прохождения Северного морского пути.
- С 1982-го до 1986 год ледокол «Арктика» носил имя «Леонид Брежнев» в честь генсека, умершего 10 ноября 1982 года, а затем был переименован обратно.
- В конце 1983 года экипажу «Арктики» (тогда — «Леонида Брежнева») выпало серьезное испытание в ситуации, случающейся, как говорили моряки, раз в столетие. Караваны судов торгового флота застряли во льдах. Пробиться в восточный район Северного морского пути казалось невозможным. Но команда атомохода рискнула, пробилась, и вывела из ледового плена в Айонском массиве транспортные суда и дизель-электрические ледоколы.
- «Арктике» до сих пор принадлежит уникальное мировое достижение: с мая 1999-го по май 2000 года, т.е. ровно год, ледокол отработал без захода в порты. К тому времени судно отслужило уже 25 лет (проектный срок его эксплуатации), а было всё «как новенькое». Одна из главных причин — продление ресурса реакторной установки ледокола до 175 тысячи часов (при проектном ресурсе 100 тысяч часов).
- 21 августа 2008 года у ледокола закончился срок действия документов Морского регистра РФ. 3 октября была остановлена атомная энергетическая установка. В 2011-м с судна сняли экипаж, а потом исключили из Регистровой книги судов. Морское начальство заговорило о разработке проекта утилизации «Арктики». Но вмешалась общественность. Ветераны флота, в том числе, военного, моряки, а также полярники, ученые, историки, журналисты стали активно бороться за «Арктику». И — победили! Правительство РФ приняло решение сохранить этот ледокол как памятник, оборудовав в нем музей.
|