Настройки

Настройки шрифта:

Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Выбор цветовой схемы:

Наверх

    

 МБУК «Суражская районная межпоселенческая библиотека»

 

 

 

г. Сураж, ул. Белорусская, д. 33
 
e-mail: surbibl@mail.ru
 

+7 (48330) 213-74

Схема проезда

 

 

  

      

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

Главная / Суражский край / Имена, оставившие след в истории Суражского района / Эсфирь Шуб

    

             

«Уроженка г. Суража Эсфирь Шуб. Театр. Кинематограф».

 

 

 

Суражская земля несет в себе богатейшее  культурно - историческое наследие. Самое главное богатство любого края и всей нашей страны  в целом - это люди.

Суражская районная библиотека  реализует краеведческий проект «Имена, оставившие след в истории Суражского  района».

2019 год объявлен президентом Российской Федерации Годом театра,   поэтому  в рамках проекта сотрудники районной библиотеки провели  краеведческое исследование по теме  «Уроженка г. Суража Эсфирь Шуб. Театр. Кинематограф».

Советский кинорежиссер, сценарист, киномонтажёр, киновед, заслуженная артистка России Эсфирь Шуб в девичестве Рошаль, родилась 16 марта 1894 года в городе Сураже Черниговской губернии, ныне Брянской области. Она происходила из  местечковой еврейской семьи. Её отца звали  Илья Исаакович Рошаль.  В 1910 году   Эсфирь  стараниями отца становится слушательницей Высших женских курсов (своеобразного университета для женщин) в Москве. В качестве будущей специальности Эсфирь выбрала русскую литературу. Как и многие её сверстницы, была подлинной дочерью революции. С подружками они шептались о подпольных организациях, трепетно, но  весьма неопределённо обсуждали  «борьбу за свободу». Её самым любимым поэтом стал Владимир Маяковский.

После революции Эсфирь Шуб со  своим  гуманитарным образованием  оказалась в затруднительном положении в поиске работы.  Только осенью 1918 года её зачислили в штат театрального отдела Наркомпроса на должность секретаря. С  какими только деятелями русской культуры не завязала знакомства Эсфирь! И  Станиславский, и Маяковский, и Мейерхольд, и Есенин. Но она мечтает о кинематографе. Ей казалось, что кино- это единственное искусство, которое может передать напряженную динамику революции, что только оно утолит её жажду быть на переднем крае жизни, в гуще событий. В 1922 году Эсфирь пришла в фотокиноотдел, вскоре реорганизованный в Госкино и попросилась на должность заведующей перемонтажом и редактором надписей фильмов. Эсфирь каждый день приходила в полутёмную комнатку с монтажным столом в углу, брала ножницы и принималась за плёнку.  Прокатные конторы Госкино были полны отечественных и зарубежных фильмов, плохо смонтированных, либо с такими сюжетами, которые, по разумению советской цензуры нельзя было выпускать в прокат.

Первым фильмом, подготовленным Эсфирь к прокату, был авантюристический американский детектив, чуть ли не в пятидесяти роликах- «Серая тень». В руках Шуб перебывали десятки ковбойских, комедийных, приключенческих, драматических лент, которые она с яростным азартом резала и склеивала по-своему, сочиняла заново сюжеты. В запасниках проката она разыскала маленькие ролики с участием Чарли Чаплина. Массовый зритель в России в начале 1920-х годов почти не знал этого имени. Шуб с восторгом отсмотрела найденные кадры и собрала из разрозненных  роликов сюжет, пародирующий оперу «Кармен», сама придумала надписи, и успех превзошел все ожидания. Зрители много смеялись, массово шли смотреть на новую звезду, и это  был едва ли не первый фильм на советском экране с участием Чарли Чаплина.

Эсфирь настолько увлеклась новым делом, что принесла в собственную квартиру монтажный стол, маленький проекционный аппарат. Короткие ролики из разных фильмов и по вечерам с энтузиазмом создавала новые этюды, причудливо склеивая кадры.

Постепенно за монтажным столом Шуб становится признанным профессионалом, к ней идут за советом, она развила в себе феноменальную память на кадры. Эсфирь изучала неизведанную территорию кино с огромным интересом, каждый день, изобретая что-то новое.

Эсфирь перевели на новую работу в настоящую киностудию. Теперь она больше не собирала фильмы из разрозненных кусков. Впервые она держала в руках плёнку со многими дублями, снятую по сценарию, впервые она имела дело с режиссёрами, стремясь воплотить их замысел..Она стала  знаменитым мастером своего дела. Режиссеры  приглашают её в павильоны во время съёмок  и советуются с ней. Эйзенштейн оставил театр и предложил Шуб работать над режиссёрским сценарием своего первого фильма «Стачка». Но  Эсфирь искала свой путь. Она познакомилась с Дзигой Вертовым, который в конечном счёте, и помог ей выбрать своё место в кинематографе. Этот талантливый новатор и изобретатель искал новые средства выражения в хронике, в кинодокументе, и именно документальное кино увлекло Эсфирь Шуб. В 1927 году вышел в свет первый фильм режиссёра Эсфири Шуб «Падение династии Романовых», смонтированный из дореволюционной кинохроники и личного киноархива Николая  II .    Из-за чего её даже обвиняли в контрреволюции.. Фильм имел небывалый успех, чему способствовали простой  и ясный монтаж без сложных построений и частое использование длинных планов, позволявших зрителю пристально  всматриваться в изображение на экране. С этой картины началась не только карьера  режиссёра - документалиста Эсфири Шуб. Её фильм положил  начало целому  направлению в советской документальной кинематографии. Близким другом  Эсфири  Шуб был режиссёр  Дзига Ветров, автор нашумевшего немого фильма «Человек с киноаппаратом». И хотя их подходы к документальному кино разнились: у Вертова – скрытая камера, «жизнь врасплох», У Шуб- достоверные архивные кадры, оба были  «одного безумия люди», пропагандисты советского строя, с особым киношным видением мира».В начале 1930-х годов они первыми  в СССР сняли звуковые фильмы.

Звуковой фон в фильме Ветрова «Энтузиазм: симфония Донбасса»- это грохот машин, гудки и свистки паровозов, стук отбойных молотков, военные оркестры. Но Шуб пошла ещё дальше. Её фильм о Днепрогэсе, гиганте первой пятилетки, назывался  «Комсомол-шеф электрификации». Здесь уже синхронная звуковая съемка: шум строек, воды, толпы, пение птиц, звук патефона и ,наконец, гимн электричеству.

Гражданская война в Испании с её трагическим исходом горячо переживалась в СССР. Когда вышел фильм Эсфири Шуб«Испания», её имя стало близким и нужным для многих, но особенно для молодого поэта того времени Маргариты Алигер. Сохранилось очень много воспоминаний поэтессы об Эсфири Шуб. Вот как она пишет: « Для меня в   отношениях с ней было драгоценно  ещё и то, что она целиком , безраздельно принадлежала к тем годам, той эпохе, которая неизменно глубоко волновала и влекла к себе моё поколение и которую должны знать наши молодые и юные современники- наши дети и внуки. Я говорю о неповторимых первых годах революции и неповторимых двадцатых годах нашего тревожного века». Эсфирь Шуб жила в старом арбатском переулке, на высоком этаже большого дома без лифта, в двух крошечных, смежных комнатах почти без удобств. По нормам двадцатых да и начала тридцатых годов это вполне естественно, и она никогда не помышляла о том, что эти  условия могут измениться. Всю жизнь много работая, она не вела никакого хозяйства и жила очень просто и строго, но, если приходили друзья   всегда умела от души принять и угостить их. Она ничего не хотела и не умела менять, и ни в чем не хотела и не умела  меняться, это было трудно. Стало отказывать здоровье, сдавало сердце, всё больше времени приходилось проводить в больницах. Маргарита Алигер  вспоминает: «Однажды, навещая  Эсфирь Шуб в больнице, я завела речь о том, чтобы после больницы  она непременно поехала в санаторий. Она отрицательно покачала головой. «Ну тогда поживите у нас на даче, -предложила я.-Вам непременно нужен свежий воздух». Она снова отрицательно покачала головой. «Что же тогда?- растерялась я.- Чего же вы хотите?» «Работы ,-тихо и твёрдо ответила она.-Хочу повозиться с плёнкой. Только тогда я почувствую себя здоровой». И я поняла, что она права.. »

Последние годы жизни Эсфирь Шуб работала над книгой «Крупным планом», на страницах которой очень живо была представлена её жизнь. Умерла Эсфирь Шуб 21 сентября  1959 года.

 Книга «Крупным планом»,  была переиздана в 1972 году под названием «Жизнь моя- кинематограф», в которой был обобщен её кинематографический опыт, созданы выразительные портреты  знаменитых современников- деятелей искусства.

Творческие находки Шуб, в частности принципы, так называемого монтажного фильма, оказали значительное влияние на развитие мирового кино. Российский и советский критик, киновед, киносценарист, редактор. И. В. Вайсфельд сказал: «Когда надо назвать пионеров документального фильма, которые открыли в кинематографии новые пути, освоили её новую, дотоле неведомою область и оказали влияние на творческую практику многих передовых мастеров кино и у нас и за рубежом, мы в первую очередь произносим имена Дзиги Вертова и Эсфири Шуб...»

 

 

 

Библиографический список литературы:

      1.Алигер, М.  Началась война : [воспоминания о дружбе с Э.Шуб] // Советский  экран.-1984.-№9   

      2.Большая советская энциклопедия. - М.: Изд-во «Советская энциклопедия»,1978.- С.508

      3. Всемирный биографический словарь.- М.: «Большая Российская энциклопедия» ,2000.- С.884

      4.Кино: энциклопедический словарь / Под ред. С.И. Юткевича.-М.: Советская энциклопедия,- С.505  

 

   
 

 Сураж-небольшой уютный и зеленый городок Брянщины, известный своей неповторимой красотой

     Гордимся историей края.

 Сураж относится к числу  древних городов Брянщины. Об этом свидетельствует городище, расположенное рядом с центром города на правом берегу реки Ипуть. 

                              ПОДРОБНЕЕ....

 

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код:

      

 или перейдите по ссылке ниже:

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/310872

 

 

© 2015 — 2024 МБУК «Суражская районная межпоселенческая библиотека»
Яндекс.Метрика
Создание сайта — компания "Альма", 2015